АРХИВЫ > СТАТЬИ


Пожалуйста, не забывайте ссылаться на нас при распространении информации.


ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА КОНСТРУКТОРОВ

27 апреля 1957 года. этот день вошел в историю наше­го завода яркой страницей. С конвейера сошли первые се­рийные мотороллеры «Ту­ла-200».

Но ведь началу производст­ва всегда предшествуют раз­работки конструкции изделия.

В этой статье я, надеясь на собственную память, хочу рас­сказать об истории конструи­рования мотоизделий.

При отделе главного конст­руктора, руководимом А. В. Лотоцким, в начале 1956 года была организована группа, состоявшая в основном из молодых специалистов, толь­ко окончивших Тульский ме­ханический институт или тех­никум имени С. И. Мосина. Этой группой непосредствен­но руководил зам. главного конструктора Л. С. Мочалин. Сам мотоциклист-любитель, он подобрал себе в помощни­ки людей, неравнодушных к мототехнике.

Поскольку опыта изготовле­ния таких машин не было ни у кого на заводе, да и у всей союзной мотопромышленно­сти, решено было принять за образец одну из зарубежных моделей — «Гогго-200» за­падногерманской фирмы «Ганс Гляс».

С самого начала работы над мотороллером проявилась, а затем развилась и закрепилась главная черта конструкторов тульской школы — энтузиазм, повышенный, можно сказать, болезненно повышенный инте­рес к техническим новинкам и использование их в моделях создаваемых машин.

Душой коллектива был А. Д. Козин — грамотный инженер, рассудительный и талантливый конструктор, хорошо разбира­ющийся в двигателях, узлах электрообеспечения и ходовой части. В мотороллере «Ту­ла-200» он создал не встречавшуюся ни в отечественной, ни в зарубежной практике свето­вую информацию о включен­ной передаче, а также совме­стное применение двух видов запуска двигателя, дублирую­щих друг друга, - электроза­пуска и кикстартера.

В 1957 году молодые инже­неры В. С. Махонин и И. Г. Лерман разработали конст­рукцию грузового моторолле­ра «ТГ-200». После непродол­жительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, сед­ла, руля.

33 года развития мотопро­изводства можно разбить в два этапа.

Первый — от нача­ла производства до 1980 го­да. За эти 19 лет завод осво­ил 5 моделей легковых мото­роллеров и 7 грузовых. Надо сказать, что освоено было моделей значительно меньше, чем предлагали конструкторы. Легковой мотороллер «Турист» - автор Е.Н.Щербаков, грузовой с изотермичкским фургоном – автор И.Г.Лерман, мототакси - рикши для двух пассажиров по заказу ВДНХ, легковой мотороллер с боковым прицепом – коллективный труд нескольких авторов.

Все модели, разработанные, а то время, трудно даже пе­речислить.

Второй период — с 1980 го­да по настоящее время озна­меновался более активным ос­воением всех конструкторских разработок. 5 модификаций легкового и 12 моделей гру­зового мотороллеров, мото­цикл повышенной проходимо­сти «Тула» были разработаны и поставлены на производст­во. Новинка мототехники — мотоцикл с широкопрофильными шинами – работа конструкторов Е.Д.Власова, А.В.Храмченко, А.Н.Балахтара, а также грузовой модуль Е.Н.Щербакова пользуются повышенным спросом на рынке мотопродукции.

Надо сказать, что за последнее время в лучшую сторону изменился внешний вид наших мотоизделий. В этом большая заслуга художественного КБ, руководимого О.Ф.Шмелевым. Новыми моделям свойственны высокие технические параметры, что позволяло аттестовать их все по высшей категории качества.

Грузовой мотороллер, а ближайшее время, возможно, будет комплектоваться каби­ной, для этого он модерни­зирован. Первые машины вы­пущены в июне.

У нас есть разработка гру­зового мотороллера «Мура­вей-4» с кабиной и дизельным двигателем, рассчитанным на длительный ресурс (80 тыс. км) и большую грузоподъемность (620 кг) для использования в городской черте и в сельской местности. Его испытания на­чнутся в конце года.

Статья из г. «Коммунист» 07.09.1989г



На главную | "Мото-Авто-Арт" © Copyright 2009. Privacy Policy
Разработано с использованием бесплатного шаблона. Дизайн: Михаил Готесман