Пожалуйста, не забывайте ссылаться на нас при распространении информации.
ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА КОНСТРУКТОРОВ
27 апреля 1957 года. этот день вошел в историю нашего завода яркой страницей. С конвейера сошли первые серийные мотороллеры «Тула-200».
Но ведь началу производства всегда предшествуют разработки конструкции изделия.
В этой статье я, надеясь на собственную память, хочу рассказать об истории конструирования мотоизделий.
При отделе главного конструктора, руководимом А. В. Лотоцким, в начале 1956 года была организована группа, состоявшая в основном из молодых специалистов, только окончивших Тульский механический институт или техникум имени С. И. Мосина. Этой группой непосредственно руководил зам. главного конструктора Л. С. Мочалин. Сам мотоциклист-любитель, он подобрал себе в помощники людей, неравнодушных к мототехнике.
Поскольку опыта изготовления таких машин не было ни у кого на заводе, да и у всей союзной мотопромышленности, решено было принять за образец одну из зарубежных моделей — «Гогго-200» западногерманской фирмы «Ганс Гляс».
С самого начала работы над мотороллером проявилась, а затем развилась и закрепилась главная черта конструкторов тульской школы — энтузиазм, повышенный, можно сказать, болезненно повышенный интерес к техническим новинкам и использование их в моделях создаваемых машин.
Душой коллектива был А. Д. Козин — грамотный инженер, рассудительный и талантливый конструктор, хорошо разбирающийся в двигателях, узлах электрообеспечения и ходовой части. В мотороллере «Тула-200» он создал не встречавшуюся ни в отечественной, ни в зарубежной практике световую информацию о включенной передаче, а также совместное применение двух видов запуска двигателя, дублирующих друг друга, - электрозапуска и кикстартера.
В 1957 году молодые инженеры В. С. Махонин и И. Г. Лерман разработали конструкцию грузового мотороллера «ТГ-200». После непродолжительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, седла, руля.
33 года развития мотопроизводства можно разбить в два этапа.
Первый — от начала производства до 1980 года. За эти 19 лет завод освоил 5 моделей легковых мотороллеров и 7 грузовых. Надо сказать, что освоено было моделей значительно меньше, чем предлагали конструкторы. Легковой мотороллер «Турист» - автор Е.Н.Щербаков, грузовой с изотермичкским фургоном – автор И.Г.Лерман, мототакси - рикши для двух пассажиров по заказу ВДНХ, легковой мотороллер с боковым прицепом – коллективный труд нескольких авторов.
Все модели, разработанные, а то время, трудно даже перечислить.
Второй период — с 1980 года по настоящее время ознаменовался более активным освоением всех конструкторских разработок. 5 модификаций легкового и 12 моделей грузового мотороллеров, мотоцикл повышенной проходимости «Тула» были разработаны и поставлены на производство. Новинка мототехники — мотоцикл с широкопрофильными шинами – работа конструкторов Е.Д.Власова, А.В.Храмченко, А.Н.Балахтара, а также грузовой модуль Е.Н.Щербакова пользуются повышенным спросом на рынке мотопродукции.
Надо сказать, что за последнее время в лучшую сторону изменился внешний вид наших мотоизделий. В этом большая заслуга художественного КБ, руководимого О.Ф.Шмелевым. Новыми моделям свойственны высокие технические параметры, что позволяло аттестовать их все по высшей категории качества.
Грузовой мотороллер, а ближайшее время, возможно, будет комплектоваться кабиной, для этого он модернизирован. Первые машины выпущены в июне.
У нас есть разработка грузового мотороллера «Муравей-4» с кабиной и дизельным двигателем,
рассчитанным на длительный ресурс (80 тыс. км) и большую грузоподъемность (620 кг) для использования
в городской черте и в сельской местности. Его испытания начнутся в конце года.
Статья из г. «Коммунист» 07.09.1989г
На главную | "Мото-Авто-Арт" © Copyright 2009. Privacy Policy
Разработано с использованием бесплатного шаблона. Дизайн: Михаил Готесман